История, как я вообще нашла книгу-то такую
Говорят, "не суди о книге по обложке", но в "Танцующей" тем, что меня зацепило в первый момент была именно обложка. Не обременённая мозгом (по собственному мнению) тринадцатилетняя в то время я искапала слюной весь прилавок. Аннотация поражала идиотизмом, но мне было плевать, я хотела эту книгу, даже если после прочтения она сгодиться только на то, чтобы висеть в рамочке. Но денег не было (да, моя жизнь в этом плане на удивление однообразна и монотонна). Потом её раскупили, я кусала локти и едва не рыдала по ночам в подушку, понимая, что никогда уже больше не увижу столь поразившее меня существо. Читала я в то время первые книги фраевского Ехо. И вот - о чудо - моя одноклассница как-то обмолвилась, что у неё есть вожделенная мне "Танцующая", я взяла её почитать, взамен дала почитать Фрая. Причём она прочитать книгу не смогла, бросила на тридцатой странице, и была очень нелестного мнения о ней. Мне было всё равно, я получила вожделенное) Я читала, просто захлёбываясь восторгом) В итоге я обменяла её на Фрая насовсем. В этот момент, видимо, случилось чудесное. Многие мои друзья увлекаются Фраем и я вижу, что было бы, если бы вместо "Танцующей" я бы в своё время выбрала его. Просто какая-то точка приложения судьбы получилась в этом жесте обмена книгами)) Ещё тринадцатилетняя я, не понимавшая и половины написанного, уже не могла не проникнуться этой книгой до дрожи в коленках) Потом дала её подруге, заболели вместе, она же потом покупала вторую и третью часть (сейчас у меня нет ни одной. Та самая "Танцующая" пошла по рукам, а потом сгинула у оничи, сказавшего "будет повод однажды встретиться" и уехавшего, вторые две я даже не предполагаю, у кого сейчас находятся)
Приступим же к дифирамбу)
"Танцующая с Ауте" - трилогия, причём читать её надо либо всю сразу, либо только первую часть, останавливаться на второй противопоказано, так как без третьей части впечатление будет неполным, а выводы - неверными, первая же может быть вполне самостоятельным произведением. Я не буду проводить подробный анализ (скорее я проведу его, когда перечитаю всю трилогию сейчас уже), и даже не буду пересказывать сюжет, ибо сюжет отдельно - не главное. Единственное, что скажу, что в книге есть раса существ, которые в экстремальных условиях своего мира из людей превратились практически в "амёб"- при более или менее постоянной внешней форме они могут проводить практически любые внутренние изменения, причём как на физиологическом, так и на психологическом уровне.
Идея без-граничного психологического и психического изменения захватила меня с головой. С тех пор и до сего дня я занималась постоянным экспериментами над самой собой и своим сознанием. Но я к делу не отношусь) Принцип жизни эль-ин "не нравится/мешает - измени". Именно в этих пор я чётко и осознанно взяла на себя ответственность за все свои внутренние состояния и настроения, я поняла, что могу изменять их по своему желанию и по своей воле, значит всё, что творится в моём внутреннем мире устроила я сама и если бы мне это не нравилось, я бы это прекратила.
Мысли я выскажу не самые главные, потому что для самых главных мне всё-таки нужен первоисточник перед глазами, плюс не хочу говорить ничего конкретного о книге, которую, на мой взгляд, стоит прочитать самому.
Здесь лежит несколько мыслей из книги и из меня об этих мыслях. Это не самое важное, но лучше автора я не напишу, так что выкладываю просто то, что на поверхности и то, что я постоянно держу где-то в себе подсознательно.Самыми захватывающими для меня стали идеи изменения мира через себя - если я изменюсь так, что граница между мной и миром сотрётся, то это существо - я-мир будет меняться по своей-моей воле. Хочешь, чтобы прекратился дождь? Стань дождём и прекратись. До просветления и применения сего принципа на существующей реальности я пока не доросла)) Но это только пока.
Второе, что меня поразило, это то, что можно не скрывать своих эмоций, делать всё, что хочется. То есть вот совсем. С одной стороны, пока есть ты, у твоего спектакля всегда есть зритель) То есть когда ты один, ты можешь продолжать жить, а не сидеть в неподвижности, глядя в одну точку и замерев. С другой, тебе не нужно ни поощрение, ни порицание, вообще, никак, низачем. Дело не в том, что ты сам себе это можешь устроить, нет, просто ты, как личность, являешься самим собой для собственного и только собственного удовольствия. Несмотря на то, что личность находится в постоянном изменении, нет ничего более ценного.
(Сия мысль была второстепенна, но я в неё влюбилась) Для того, чтобы сформулировать идею, думать словами не обязательно. Большая часть информации в любом случае внутри сознания не принимает форму слов, скорее образов и ощущений, но при малейшем сосредоточении мы думаем словами. А в книге есть персонаж, мысли которого похожи на запахи - изменение единой молекулы меняет весь рисунок, они сплетаются и расплетаются, они не становятся словами, пока не будут произнесены, они просто есть. (Этот эксперимент, как ни странно, удался, я мыслила так около полугода, хотя доводила себя до этого состояния очень долго, так что всё реально)) )
Есть грань изменения, из-за которой не вернуться. Дело не в том, что она как-то обозначена или ещё что-то такое, какой-то запрет или ограничение - нет, просто танцуя изменение, эль-ин может настолько слиться с тем, с чем она танцует, что перестанет быть собой. И вот эта мысль до сих пор меня мучит - что же это за грань? Где я перестаю быть отдельной? Всё, что я играю, с чем я танцую - это я, но всё это я могу отбросить, а что же есть такого, что я не могу отбросить без того, чтобы перестать быть собой? Понятное дело, вопрос не нов, но.
Кроме того, именно в этой книге я почерпнула свой культ красоты. Красота для эль-ин сродни наркотику, красота - главное в их оценке мира. Что угодно может быть каким угодно, может быть экзотичным, может быть уродливым, но пока оно гармонично, пока в нём чувствуется красота - это то, с чем можно танцевать, это то, что имеет смысл. Красота сама по себе - ценность, и она придаёт ценность всему, в чём есть. Что такое красота? Гармония, но это только одна сторона, это ощущаемо, но я, например, словами выразить это не могу. Тут же возникает вопрос безобразного. Героиня в какой-то момент вынуждена бороться с другим существом, и ссылается на то, что оно дисгармонично (кажется именно это слово), и потому некрасиво, что красоту можно найти практически во всём, в чём угодно, особенно если станцевать с этим, но есть то, с чем просто не хочется танцевать, даже ради спасения жизни. Тоже вопрос грани.Но это всё, по большей части, касается первой книги. Когда я прочитала первый раз остальные, я прониклась, но когда, будучи студенткой третьего года обучения на философском факультете, я начиталась умных книжек и села перечитывать... сначала я хотела сделать цитатник третьей части. А потом поняла, что в цитатник пойдёт вся книга. Понимая, откуда у чего в ней растут ноги, начинаешь задумываться о многих вещах. Интерпретация, контекст, в котором все эти идеи применены и воплощены, нюансы, стиль написания, сюжет, всё это отточено, всё это в сочетании заставляет задумываться, искать, прислушиваться к себе и миру. Кроме собственных сюжетов, все три части связаны одной нитью, которая постепенно развивается и раскрывается, причём, она совсем как настоящая потому, что остановиться можно на каждом этапе и принять его за истину, но целиком она может быть понята только при прочтении всего произведения.
У меня вторая часть вызвала внутренний дискомфорт и диссонанс, я думала, что книга банально, как часто бывает со вторыми частями, хуже, чем первая, я не могла понять, почему, но чувствовала, что что-то не так, и только в середине третьей книги оказывается, что это было не случайно, а очень даже специально. Книга об изменении научила меня тому, как принять себя такой, какая я есть. При этом книга не даёт готовых ответов, она даже вопросы-то ставит в рамках второстепенной цели, но она показывает, что ты сам можешь задать вопрос и ты сам можешь найти ответ. Рассматривать её можно на множестве уровней - от пособия по изменению психики - до книги о поиске пути и возможности поиска пути только своего, без повторения чьего-то ещё, от интерпретации философов и психологов - до интересной фэнтэзюхи. Возможно, перечитав её сейчас, я найду ещё один план. Или не один. Просто для меня эта книга навсегда стала переломом, тем, что определило моё дальнейшее развитие и взгляд на мир. Но и как нечто менее значимое в судьбе, она интересна, и я бы советовала её почитать хотя бы из этого самого интереса. Повторюсь - многим она вообще не нравится, кому-то кажется пустой, но есть такие как я, кто находит в ней нечто удивительное и очень важное.
Это достаточно бестолковое описание, я не могу выразить, что это за книга, не могу описать и рассказать самого главного в ней и о ней - мне действительно трудно без текста, ибо я всё время боюсь, что память меня подведёт
слишком часто это последнее время происходит - тем не менее, обещала дифирамб - вот он. Просто хотела поделиться. Хиномару, друг, если тебе есть, что добавить или в чём меня поправить - милости прошу.
Нормальный анализ тоже обещаю, но гораздо позже.